00158134 Кузнечное производство НП-ПРИНТ Действительный член Международной Гильдии Мастеров
Общая информация О нас Новости
Выставочная деятельность Музей "Русский Левша" Контакты Гостевая книга
Галерея редкостей
Главный интернет-парнер
 
 
 
 
 

Международная Гильдия Мастеров

Новости

19.07.2010    Из Санкт-Петербурга в Витебск. Выставка в старой Ратуше. Славянский базар.

Заметки. Татьяна Ковша.
6 июля в Союзе художников открылась «Неделя искусств». Я выступала и что-то сказала в приветственном слове. Людей в душных залах было много, много хороших работ. С ухмылкой организаторы объяснили мне, что ошибка, допущенная на сайте мероприятия при переводе на английский язык моей фамилии «Ковша», как Shebear, - это совсем не ошибка. Ибо слово «she-bear» переводится, как «Медведица», а у «Большой медведицы» - там, на небесах, есть ковш – все это знают и звучит не обидно, а очень даже мило… На лицах прочла, что мое непонимание по данному поводу расценивается, как каприз. Молча, пожала плечами… Но, я, не Медведица, не Медведева и не Медвежова?! И почему при таком звездном подходе к переводам – не госпожа – Loren? Мне бы понравилось больше….Не постичь простым смертным того, что творческая логика способна отлетать в далекий космос...
Витебск. Ратуша. Открытие выставки.
Fish-механика. "Атлантида" - Игоря Иванова.
Погрузили в машину работы художников. Решила лично сопровождать ценный груз: хоть и «прозрачная» граница между Россией и Беларусью – таможня дело не шуточное.
Дорога из Питера на Псковскую… Радиомаяк дальнобойщиков оглушительно оповещает о засадах ДПС, периодически кто-то предлагает «из бака» краденую солярку. Едем без напряжения встреч и обгонов – машин мало. В окно врывается волна ароматов скошенных лугов. Волшебная купальская ночь с 6 на 7 июля. В народе говорят, что этой ночью травы напитаны магической силой здоровья и любви. Согласно обряду девушки бросают в реки венки и в волшебных зеркалах воды, обрамленной васильками, ромашками и колокольчиками, отражаются лики суженных…
Я хорошо помню деревню, в которую босоногой девочкой бегала в ночь на Ивана. Там на высоком берегу реки Эссы сносили в огромную кучу старые автомобильные покрышки. Парни всю предкупальскую неделю мели каучуковый мусор по окрестностям, случалось, прихватывали на МТС и кое-что из нужного – сторожа догоняли расхитителей социалистической собственности и, возвращая добро, прихваченное по детскому неразумению, лепили озорующим звонкие подзатыльники. Собранные покрышки перекладывали сухими ветками, дровами, ветошью. В полночь приносили канистру с бензином, обдавали воздвигнутое сооружение горючим и рассаживались вокруг. Бабы заливными голосами пели незнакомые песни, девицы в высоких венках громко хохотали, обращая на себя внимание чумазых от копоти парней. Искры костра сыпались во все стороны, отражались в сотнях глаз. Подразмякшая от спиртного и долгого ожидания активного действия, молодежь перед рассветом поднималась водить хоровод, осмелевшие прыгали через угли кострища – развивающиеся подолы девичьих юбок возбуждали утихшее пламя и воображение наблюдателей. Ужаленные языками огня, невесты ржали, как необъезженные кобылицы и бросались в воду, за ними тут же ныряли с головой горяченькие «жонихи». Парочки венчались в кольцах воды, озолоченных восставшей зарей. Кто не видел такого рассвета – многое потерял!
Кимарю в воспоминаниях. Помаленьку рассветает. То тут, то там из лесу, из кустов на дорогу выныривают пьяные – купалят, как и прежде. Предупреждаю водителя, что могут и нахулиганить - у нас, бывало, вытаскивали на дорогу валуны и бревна. Водитель улыбается: «Если что, затормозить успею! У меня есть навигатор», - и указывает на машину, идущую впереди. Въезжаем в деревню «Лобок». Во как серьезно! И нарочно не придумаешь – здесь таможня! Утомленный сорокоградусным нарзаном таможенник старается балансировать, концентрирует зрительный аппарат и очень даже внятно просит открыть для осмотра борт нашей машины. Упакованные в разнокалиберные старые картонки скреп-шедевры, его смущают… Соображает туго – да и кто ж это без второй экспертной поллитровки разберет?
- Что это такое? – задает вопрос таможня.
Водитель переводит стрелки на меня:
- Спросите у старшей.
Я слышу и вооружаюсь улыбкой. Улыбка инопланетянки – оружие парализующее мозг. Представьте себе в пыльной кабине грузовика – леди с парадной прической, в нежно бирюзовом костюме от ведущего петербургского дизайнера Клавы Смирновой, в сияющих бусах и на шпильках! Я ведь, как-никак, минувшим вечером в Союзе художников фигуряла среди випов.
- Документы… - произносит, едва бдящий страж.
Продолжаю улыбаться с пониманием, что никакие официальные бумаги не удовлетворят его величество неадекватность. Достаю, разворачиваю две афиши и громко членораздельно – по слогам читаю:
«Арт-механизмы…», «Fish-механика»…искусство металлического лома.
Таможенник отступает:
- Ладно! Если все это у вас из лома – проезжайте…
Таможня дала добро, и в Лобке, к нашей большой радости, нас не поимели.
А в Беларуси, вообще, никто ничего не спросил. Белорусские братья мирно спали и видели прозрачные сны.
Стал очевидным факт - современное искусство проходит сквозь границы беспрепятственно. И это замечательно!
В Витебске жара. Ни одной дождинки. Народ радуется фонтанам...
Витебск - город художников...
Спасибо Витебскому краеведческому музею разгрузили машину быстро и аккуратно – с пониманием характера ценного груза. В выставочном зале, принимающая комиссия замерла и покрылась каплями холодного пота: художники упаковали свои творения в весьма загадочные конструкции - коробочки, картоночки и даже бутыли неопределяемых форм. Понимая, что после завершения выставки, придется возвращать экспонаты в первоначальном виде – специалисты вооружились фотоаппаратами, чтобы зафиксировать замысловатые крепежи, подставки, подвязки...

На открытие выставки петербургских художников Ольги Ардовской, Татьяны Шубиной и Игоря Иванова пришла местная и республиканская пресса, профессионалы мира искусства, художники и представители музейного сообщества. Кроме меня выступили профессор ВГУ Т. Котович, доцент, искусствовед Л. Вакар, модный фотохудожник из Литвы, заявленный на Славянском базаре с авторской фотовыставкой, заместитель директора по научной работе Витебского краеведческого музея В. Шишанов. Слова выступающих не были дежурными. Очень приятно – выставка получила статус настоящего творческого подарка фестивальному городу, а умение, фантазии и изобретательность художников из России впечатлили всех без исключения. Заметим, Витебск – культурная столица Беларуси, город возвеличенный Шагалом и Малевичем.
 
Скреп-шедевры Ольги Ардовской и Татьяны Шубиной.
Во время демонстрационного показа, мы определили для публики вторичность курицы по отношению к яйцу – извлекли механо-цыпу из скорлупок железного фонаря Ольги Ардовской, позволили зрителям заглянуть внутрь козла Тани Щубиной, нашли птенца вещей птицы Сирин и открыли личную Атлантиду в картинах Игоря Иванова… Повезло - Витебску! Но, здесь же, следует сказать, что и нам с Витебском повезло. В России на монтаже экспозиции, если не платишь – умираешь один на один со всеми проблемами, здесь работает команда. Честно скажу - я не понимаю, как эти люди живут и что-то делают на зарплаты учреждения культуры в 150-200 у.е. - в переводе на «зеленые»? Не понимаю! Но подиумы красили, переставляли, экспонаты носили, как грудных младенцев, картины развесили, электрику подключили, помогли накрыть фуршет и быстренько все убрали, когда гости разошлись… Спасибо!
 
Витебск погрузился в фестиваль. В центре вырос лес мольбертов художников из разных городов и стран. Много интересного. Предприятия выставили в палатках ходовой ширпотреб и белорусский эксклюзив – делают объем продаж раз в году. Монастыри привезли мед, травы и хлеб – каравай с сухофруктами, семечками, орехами на российские рубли – тридцатка, почти даром. Общепит чадил шашлыками. Покупатели выстраивались в очередь, отдельные с целью покачать права – передо мной дамочка дважды попросила заменить кусочек мяса: первый – потому, что с салом, второй – потому, что немного тверд. Кусочки заменили и искренне дважды извинились – честное слово! Я попробовала шашлык – мясо свежее, сочное, настоящее, ароматное – сорок пять рублей порция. По радиоволнам гоняли белорусскую эстраду и шлягеры прошлых лет – времен Советского Союза. По телевизору посмотрела передачу, где, как в старые добрые времена, контролеры шерстили сферу торговли на предмет того, что в отдельных точках на центральный прилавок выложены импортные конфеты, а конфеты местного производства рассованы по углам! Вот как надо бороться за отечественного производителя! Правда, в этот момент во мне проснулось боевое депутатское прошлое и захотелось спросить: «По какой такой причине враги-продавцы не хотят зарабатывать на таких хороших белорусских конфетах? Или эти конфеты так хороши, что их прячут, чтобы тихо ссосать?» В этот момент кто-то из своих прошептал: «Были бы хорошие, их бы из-под земли достали …» Выходит прожектор органов госконтроля высветил не тех и не то…
Старая Ратуша - центр культурной столицы Беларуси.
В день открытия международного фестиваля искусств «Славянский базар» в центр к Ратуше пробивались через несколько кордонов органов внутренних дел. Стояли в очередях на досмотр, где «ператрахвали» всех, как батька белорусский парламент. Содержимое сумочек и пакетов вываливали на учебные столы, отдельных граждан, восклицательно характеризуемых стражами порядка «Эй, ты!» - ощупывали во всех местах. Люди краснели, ежились, но не ерепенились. Не нюхая, отбирали питьевую воду и напитки, ну а пиво в эпицентре культурных событий, вообще, оказалось под запретом. На пешеходных улицах по гуляющим стреляли бдительными взглядами «береты» - спецназовцы. За час до приезда А. Г. Лукашенко убрали народ с верхних этажей, в отдельных учреждениях, например, в музее, приказали заколотить окна. Окна заколотили. А еще посоветовали посетителям и сотрудникам не стоять у окон, чтобы не раздражать снайперов охраны президента блестящими пуговицами и мобильными телефонами – могут перепутать с прицелами и пальнут на поражение. Люди, купившие билет на панорамную площадку Ратуши, решили не рисковать жизнью – билеты сдали. Толпа роптала, но среди прочих было немало сомневающихся насчет того – знает ли «батька», как его берегут от родного народа? Идейные настаивали – лучше перебдеть, чем не до бдеть! Остановился транспорт, в кольцо, примыкающее к форуму, никого кроме милиции не допускали. Ах, фестиваль, фестиваль, фестиваль! Думаю, что до выставочного зала доберутся далеко не все – на аншлаг можно не рассчитывать!
Александр Григорьевич открыл Базар и сразу улетел на юбилей к Януковичу. Страсти улеглись – привычно на фестивальных площадках Пал Палыч Бородин рассказывал бородатые анекдоты, и все, слышавшие их, над этим смеялись. Улыбались просто просто людям звезды шоу-бизнеса и министры…Чисто…
В городе праздник – мы его часть и настроение! Красивый город Витебск люди в нем терпеливы и доброжелательны. Мы рады этой встрече!
 
Санкт-Петербург, улица Итальянская, дом 35 (пересечение с улицей Караванная). Недалеко от метро Гостиный двор

Сайт музея "Русский Левша":
https://chudomuzey.ru/